Детская психология – это комплекс социальных и духовно-нравственных аспектов воспитания,
которые складываются из семейного мировоззрения, мнения социума и личностного восприятия окружающего мира. На сегодняшний момент в жизни ребенка нередко возникают ситуации, которые могут сильно травмировать его психику, деформируя интеллектуальное и эмоциональное развитие. Поэтому главной задачей каждого родителя является правильное формирование личностного сознания ребенка. Начиная со школьных времен воспитанием детей также занимается педагог, формируя адекватное развитие ребенка в общественной жизни.
Теоретические методы педагогической психологии
Главными инструментами учителя в личностно-ориентированном воспитании служат методы педагогической психологии, выраженные в трех этапах. Во-первых, это теоретические методы психологического воздействия на ребенка, которые делятся на:
- Дедуктивный – построенный на создании гипотезы о психологической проблеме ребенка с постепенным приведением ее к конкретному выводу, необходимому для дальнейших действий, направленных на грамотное воспитание детей (грамотно построенный дедуктивный метод педагогической психологии поможет учителю разработать задачи педагогической психологии, направленные на полноценное решение проблемы ребенка);
- Индуктивный – основанный на определении психологических элементов ситуации ребенка, выраженные в подробную классификацию фактов и решений.
- Моделирование – помогающее сформировать правильное решение психологической проблемы в ситуативной форме, чтобы донести до родителей ребенка полученный результат и его перспективы развития.
Практические методы педагогической психологии
Рассмотрев теоретические методы педагогической психологии, плавно перейдем к исследованию практических способов помощи детям в сложной ситуативной проблеме. В педагогической деятельности методы психологического воспитания классифицируются на:
- организационные – построенные на конкретных структурах и формах решения ситуативной проблемы.
- процедурные – сфокусированные на формировании специального исследования, которое помогает педагогу избавить ребенка от психологического дисбаланса.
- оценочные – главным элементов такого метода служат результаты тестирования, беседы и других инструментов психологического воздействия на ребенка.
- методы сбора данных и обработки – заключительный этап педагогического исследования по вопросу психологического воспитания детей, основанный на мониторингах тестирований и статистических данных конкретного ребенка.
Ориентируясь на задачи педагогической психологии, главными инструментами педагогической деятельности в психологическом отношении являются:
1.Наблюдение — это рабочий инструмент каждого педагога, которым он может руководствоваться на протяжении учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий. С помощью наблюдения учитель выявляет эмоционально-личностные аспекты поведения ребенка, основываясь на эмпирическом воспитании. Влияние социума здесь играет важную роль, так как трудные для ребенка ситуации возникают именно в процессе общения со сверстниками.
2.Беседа и интервью – беря за основу этот метод, учитель стремиться расположить к себе ребенка, аккуратно расспрашивая его о случившейся ситуации, поддерживая при этом эмоциональное равновесие и спокойный ритм разговора.
Сообщение Как решить психологическую проблему ребенка, используя методы и задачи педагогической психологии? .